среда, 7 июня 2023 г.

Заметки о библейском понятии "вера"

Немного о библейской концепции веры в примерах

Прежде чем рассуждать о роли веры в спасении (к чему многие христиане склонны с понятным интересом), нужно убедиться, что мы понимаем значения и смыслы, в которых библейские авторы употребляют это слово.


1) Соответствующая еврейская библейская терминология (напр. глагол аман) указывает на такие смыслы ВЕРЫ: поддерживать, утверждать, подтверждать, быть надежным, верным, преданным, стойким. В одной из форм еврейских глаголов (форма хифил) аман означает «верить», «вверять», «доверять», в смысле «уповать», «рассчитывать», «опираться», «полагаться». В любом случае, смыслы надежности, преданность, стойкости, стабильности, на которую можно рассчитывать, сохраняется.

(Даже привычное нам слово «аминь» означает «это слово твердо», «да будет так»; Псалом 40:14).

(Слово батах, доверять, вверяться, требует отдельного рассмотрения; но оно синонимично слову аман – Псалом 77:22).

 

2) Прежде всего Бог верен и верный (тот же самый глагол аман). Псалом 18:8: «слово Господа верно», т. е. надежное, то, на что можно рассчитывать. Втор. 32:4: «Бог верен, в Нем нет несправедливости, Он всегда прав(еден) (т. е. соответствует своему же закону)».

 

3) Вера, как доверие (того, кто намерен быть надежным, тому, кто надежен), подразумевает послушание.

Библейские примеры/иллюстрации:

Бытие 15:6. «Авраам поверил Богу и это засчиталось ему как правота перед Богом». Или иначе: «Авраам вверил себя Богу и Бог посчитал это верностью со стороны Авраама». Верность в сотрудничестве в условиях завета Авраама с Богом: от каждой стороны требуется преданность/надежность.

Бытие 45:26. Иосиф не верил своим сыновьям. Они были ненадежные, чтобы их слова воспринять как правдивые.

Исход 4:1: «…не поверят … не послушают…».

Втор. 1:32. «…вы не верили Господу…». Вы оказались ненадежной стороной завета; вы не послушались».

Судей 11:2. «Сигон не поверил (=не согласился) пропустить Израиля…». Вера = согласие к сотрудничеству. Ср. Иов 39:12.

Псалом 26:13: «Я верю, что увижу благость Господа….». Веровать в надежного верного Господа – ответственность человека: таковы отношение веры в условиях завета.

 

Интересно, что вера мужей-примеров веры в ВЗ достойна похвалы. Евр. 11:2: «касательно веры, о прежних поколениях верующих нам дано доброе свидетельство». Автор Посл. Евреям приписывает веру людям, как их ответственность.

Продолжение следует (Новый Завет)….

 

3) Часто, ВЕРА, в употреблении новозаветных авторов – это вероисповедание, кодекс/сборник утверждений веры, «символ веры». «Вера, переданная святым…» (Иуда 1:3); также 1 Тим. 1:2, 15; 6:21.

 

4) Существует мнение, что вера в каком-то смысле является даром Божьим. Верующим (без академической подготовки) дать точное определение этому мнению/утверждению трудно. Многие останавливаются на таком представлении: люди, будучи грешниками, верить неспособны, поэтому Бог каким-то образом встраивает веру в нас, чтобы мы поверили. Отнестись к такому представлению серьезно проблематично: попросту непонятно, мы ли верим, Бог ли верит за нас, или Бог программирует нас на веру.             ** Разумеется, кто-то сможет предложить более сложные объяснения, каким образом вера может быть даром Божьим.   

 

Продолжение следует….


Некоторые богословские выводы:

Вера предполагает верность, а верность – веру.

Вера подразумевает послушание (=ответственность человека); если кто не слушает(ся), то, разумеется, он и не верит/доверяет, не предан, не надежен.

Забегая вперед в НЗ

Вера в НЗ – это заветная посвящение, преданность, послушание, ответственность верующего перед Богом, который заключил с нами завет через Иисуса Христа.

Ефесянам 2:8. Мы спасены так: Бог проявил к падшим людям благодать в Иисусе Христе, а мы веруем, то есть полагаемся, уповаем на Божье спасительное дело; мы послушны Божьему принципу спасения, Божьим путям, как Он делает все в нашем мире. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий